Внимание!

В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?

Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.

Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч. "забор". Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства "дырявый, грязный". И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.

В результате развития ассоциаций по словосочетаниям Внимание! "грязный скальпель", "дырявый скальпель" он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. "Грязный скальпель" - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. "грязь") - для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов "грязи" - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.

Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как "грязный" и "дырявый". А именно они дали самые сильные необычные решения.

Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку Внимание!" из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых.

Морфологический анализ

Морфологический анализ разработал швейцарский астроном Цвикки в 1942 г. МА заключается в том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.

Комбинируя варианты реализации элементов объекта Внимание!, можно получить самые неожиданные новые решения.

Цель морфологического анализа - наметить пути развития, описать все потенциально возможные решения данной задачи (построить поле возможных решений).

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты решений, которые ранее не рассматривались.

Подробнее о морфологическом анализе, пример морфологических таблиц см. на http://www.metodolog.ru/00915/00915.html

Непрямые стратегии

Этот метод придумали Брайан Ино (английский музыкант-электронщик, музыкальный теоретик и продюсер звукозаписи) и Питер Шмидт (художник). Для этого метода нужна колода карт с командами, например, «дай волю злости», «укради Внимание! решение». Человек вытаскивает карты и следует указаниям.



В записях 1974 года также были впервые применены скандально знаменитые иновские инструкции самому себе – впоследствии они были отредактированы, организованы и изданы под названием Непрямые Стратегии. Ещё со времён записи For Your Pleasure Ино записывал самые разнообразные замечания относительно студийной практики. Они приняли форму стратегий «побочного мышления», вызванного случайными происшествиями – например, прослушиванием рабочей дорожки из-за двери аппаратной или допущением случайных ошибок в исполнении ради «наведения» на новый мелодический курс. В конце концов, его верные чёрные записные книжки переполнились замечаниями и стратагемами – от откровенно дидактичных («Вставь ушные затычки», «Взгляни на порядок, по которому ты всё Внимание! делаешь», «Отбрось обычные инструменты»), до загадочных («Послушай тихий голос», «Закрути хребет») и забавно непостижимых («Проделай умывание»). Прочие комментарии принимали форму довольно-таки монументальных дзэн-образных афоризмов, самые знаменитые из которых – «Чти свою ошибку как скрытое намерение» или «Повторение – это форма перемены» - впоследствии стали разговорными словами языка художников.

В использовании подобных приспособлений Ино был не одинок. Ещё раньше в том же году они с Петером Шмидтом обсуждали общий интерес к тому, чтобы как-то обойти общепринятые артистические «телодвижения». В 1970 г. Шмидт создал вещь под названием Мысли за мыслями – коробку, содержащую 100 разных карточек, на каждой из которых было какое-то напечатанное Внимание! изображение и философский афоризм; выяснилось, что у художника также скопилось множество весьма своеобразных «подсказок», многие из которых почти точно соответствовали записанным Ино – он во весь голос выразил своё восхищение такой синхронностью, как вспоминал в 1980 г., в разговоре с Чарльзом Амирханяном: «Эти карточки родились из наших независимых рабочих процедур. Это был один из многих случаев за время нашей дружбы, что мы [со Шмидтом]…дошли до определённой точки в работе почти в одно время и почти в тех же самых словах. Иногда бывало, что мы месяцами не виделись, а после встречи или обмена письмами обнаруживали, что находимся в одинаковом интеллектуальном состоянии – причём Внимание! не в том, в каком находились до того.»

Ино со Шмидтом начали стремиться к организации своего материала в некий связный набор «полезных дилемм». Накопившиеся изречения печатались на серии карточек, которые случайным образом вытягивались из колоды в ситуации творческого тупика – своеобразное концептуальное слабительное, применяемое при художественном «запоре».

Первое издание Непрямых Стратегий – 115 карт в коробке со скромным оформлением Шмидта – вышло ограниченным тиражом (500 экземпляров) в следующем году. «Непрямая Стратегия была попыткой создать слегка более конкретный, более привязанный к частной ситуации набор», - впоследствии объяснял он. «Полагаю, при определённой сноровке можно было применять и И-Цзин таким же образом.»

Ещё одно влияние Внимание! шло от Тома Филлипса, чей разговорный перформанс Эфремид, в котором также применялись случайно выдёргиваемые карты с афоризмами, произвёл на Ино неизгладимое впечатление. В Винчестере Merchant Taylor’s Simultaneous Cabinet также создавали свои произведения с использованием «Коробки Водной Картошки» Джорджа Брехта – т.е. набора карт с загадочными инструкциями. Гэвин Брайарс, ещё один сторонник работ Брехта, помнит, что удивился, когда в 1975 г. очень похожие приспособления Ино и Шмидта получили в рок-кругах столь шумную известность: «Весь замысел Непрямых Стратегий был по сути дела взят из идей Джорджа Брехта – и по сравнению с ними, это вовсе не так уж интересно, хотя в то Внимание! время люди называли Непрямые Стратегии самым лучшим изобретением после карт Таро.»

* Из книги Дэвида Шеппарда "На каком-то далеком пляже" (Жизнь и эпоха Брайана Ино). Пер. Павла Качанова http://cachanoff.livejournal.com

Метод «Автобус, кровать, ванна»

В его основе лежит убеждение, что новые идею не только таятся в глубине нашего подсознания, но и рвутся наружу, надо их просто выпустить, то есть не мешать их появлению. Новая идея может прийти в голову в самом необычном месте

Расшифровка

Для этого необходимо взять непонятную надпись на иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые разные ассоциации

Ловушка Внимание! для идей

В этом методе необходимо фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним...

Мозговой штурм

Он же:

Мозговая атака

Brainstorming

Конференция идей

В англо-русском словаре Мюллера brain-storm переводится как

буйный припадок,

душевное потрясение.

В словаре Гальперина тот же термин переводится как:

- припадок безумия;

- блестящая идея, великолепный план;

- бредовая мысль, идея.

В толковом словаре английского языка Вебстера приведены следующие варианты трактовки понятия brain-storm:

- a violent transient fit of insanity /сильный (неистовый, бешеный) скоротечный припадок (приступ) умопомешательства/

- a suddin bright idea; ' - a have brained idea /внезапная блестящая (яркая) идея/

Приведенные переводы Внимание! позволяют лучше понять суть предложенного Осборном метода.

Исторически данный метод считается самым первым, однако, последовательность определенных этапов, заложенная в него автором (Алексом Осборном), в литературе встречается задолго до Осборна.

Двухстадийный 'подход к решению проблем описан Тацитом, исследовавшим быт германцев:

"На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом... На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном Внимание! основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию". Этому свидетельству две тысячи лет.

Еще более древним примером того же подхода является способ, применявшийся в древней Вифинии (находилась на территории современной Турции) в 700-600 годах до н.э. По свидетельству историков, у населявших эту местность фракийских племен вифинов был следующий обычай. Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, по которой необходимо было принимать взвешенное и ответственное решение, они расширяли многообразие вариантов путем опроса всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. Так, при заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить Внимание! человека, члены его семьи выносили больного на всеобщее обозрение и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом. Впоследствии семейный совет выбирал из предложенных мер наиболее подходящую.

Это еще раз доказывает, что все новое – хорошо забытое старое.

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение", в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.

Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство граждан как проблему не воспринимает.

Зададимся вслед за А. Осборном тем же вопросом: Почему Внимание! так мало используется творческий потенциал граждан страны для решения стоящих перед ней проблем?

Ведь творческие способности есть у всех людей.

Ответ был найден Осборном при детальном рассмотрении процедуры включения "новичка" в решение проблемы.

Как правило, проблемы формулируются специалистами на профессиональном языке с привлечением специальных терминов, на базе знания глубинных эффектов. Досконально разобраться в такой проблеме, чтобы включиться в ее обсуждение, непросто. И в довершение всего идеи высказываются непрофессионалами без учета ограничений, часто в 'Некорректной, нестрогой форме. Все это приводит к негативной реакции профессионалов, волне критики, направленной на форму высказывания. Суждения о некомпетентности очень быстро перерастают в умозаключения о невозможности использовать Внимание! данного человека для творческой работы.


documentaahddpx.html
documentaahdlaf.html
documentaahdskn.html
documentaahdzuv.html
documentaahehfd.html
Документ Внимание!